Описание
Звуковая инсталляция
«Слышу блокаду»
на Монументе героическим защитникам Ленинграда
http://www.museum.ru/m130
для фестиваля
"Современное искусство в традиционном музее"
http://proarte.ru/ru/calendar/?id=980
http://vkontakte.ru/event11703987
открытие 26-го сентября в 12.00
ВСТРЕЧА http://vkontakte.ru/event11662128
Автор: ИГОРЬ ПОЦУКАЙЛО
проект:
Все обладает своей уникальной акустической атмосферой. Звук, распространяясь в пространстве, взаимодействует с материалом и организует определенные для конкретного места формы. Для звуковой инсталляции важен диалог между пространственной и звуковой средой. Человек воспринимает 70% информации визуально и 25% через слух, таким образом, психологическая картина становится полной при работе обоих чувств. Это взаимодействие определяет переменные Х-связи между визуальной картиной и звуком. Они наглядно выражаются в спектрограмме, построенной на акустических свойствах пространства. Результатом становится Х-контекст восприятия реальности на конкретном временном и пространственном отрезке.
Проще говоря, речь идет об изменении контекста восприятия музея средствами звука.
Монумент героическим защитникам Ленинграда – уникальное место для творчества/экспериментов подобного рода. Зал Памяти жертв ленинградской блокады – пространство для визуального восприятия. Гранитное кольцо, рваный железобетон, вечный огонь, скульптурная группа скорбящих, обелиск и открытый небесный свод. В данном музее преобладает ритуальная функция. Место определяет настроение: происходит отрешение от всего постороннего, концентрация внимания на теме способствует легкому включению посетителя в процесс восприятия.
24 динамика, расположенные по окружности зала, позволяют создать однородное звуковое поле на всем пространстве инсталляции. Помещений с акустическими свойствами и оборудованием подобного рода в городе не существует и его использование является само по себе уникальной возможностью демонстрации свойств звука.
Кроме просветительской и эстетической миссии, свойства инсталляции позволяют говорить и о сильном психологическом эффекте
Звуковым материалом для инсталляции являются фоны, зафиксированные в 1941-1943 годах в блокадном городе. Это заархивированное время, которое уже существовало и искусственным образом сохраняется постоянно. Воспроизведение оригинальных отрезков времени блокады, создает эффект машины времени. Проживание звука как времени позволяет посетителю перенестись на 65 лет назад и оказаться на месте участников событий. Время – природа звука – взятое из блокадного города и воспроизведенное в настоящем – основной эффект, предлагаемый автором, он сравним с распаковыванием неизвестного артефакта из прошлого.
Диалог времен выражается в предлагаемой инсталляции наилучшим образом. Фоны времени блокады воспроизводятся в пространстве монумента-музея, созданного через тридцать лет после записи. Момент же воспроизведения также отстоит во времени на равный отрезок: 1943 – 1975 – 2009.
Из архивных фонодокументов, записанных в Ленинграде в 1941-1943 годах будет создано звуковое (как форма музыкального) произведение. В нем предстанет повседневная жизнь города: звуки улиц, голоса людей, радиопередачи, интервью, сводки, а также тексты блокадных дневников, воспроизведенные артистами. Звуки наносятся на полотно, образуя исторически достоверную картину протяженностью в 900 дней. Трансляция длится в течение часов работы музея (8 часов), создавая впечатление тотальной продолжительности и массового участия действующих лиц – посетитель всегда застанет лишь часть звуковой панорамы.
куратор: Митя Козлов