Описание
История Большого Гостиного Двора неразрывно связана с историей страны и Санкт-Петербурга. Расположенный в самом центре города, он был свидетелем многих памятных событий и стал одним из символов Петербурга. Задуманный и созданный, как центр городской торговли, он уже третье столетие оправдывает своё предназначение и олицетворяет стабильность. Строительство нового каменного Гостиного двора на бревенчатой Невской перспективе стало знаменательным событием в истории российского зодчества. Пять знаменитых имён хранит история Гостиного двора. План Гостиного двора в форме неправильного четырёхугольника принадлежит архитектору Еропкину. Над первым проектом Гостиного двора работал Антонио Ринальди. Следующий проект Гостиного двора был создан архитектором Растрелли. А в результате построен Гостиный двор был по проекту молодого зодчего Деламота. Строительство Гостиного двора началось в 1761 году и завершилось только в 1785 году. К своему столетнему юбилею Гостиный двор обрел новый праздничный декор, в который убрал его архитектор и художник Альберт Николаевич Бенуа. С завершением строительства Большого Гостиного двора окончательно выделились четыре основные линии, соответствовавшие геометрическому очертанию торгового сооружения: Суконная линия (ныне Невская), Большая Суровская (Перинная), Малая Суровская (Ломоносовская) и Зеркальная (Садовая). А свое название «Суровские» линии получили по товарам, которые купцы привозили из крымского города Сурож, известного, как Судак. Поскольку торговля в Гостином дворе развивалась стремительно, вскоре названия линий стали весьма условными. Гостиный двор мало-помалу сделался и своего рода достопримечательностью столицы, как Летний сад или Марсово поле, более того - едва ли не главным центром проведения досуга, своего рода местом развлечения. Гостиный двор за несколько десятилетий сделался целым торговым городом с десятками магазинов и складов. Галереи Гостиного двора жили особой жизнью, здесь сложился свой быт, нравы, законы и обычаи. Яркие предпраздничные торги, «вербы», елочные базары, манящие рекламы «дешевых» распродаж, извозчичья биржа - все это не вмещалось в самом Гостином, а выплескивалось на близлежащие улицы, придавая окружающему району своеобразный колорит и праздничное - даже в будние дни - оживление. Купить в Гостином дворе в XIX веке можно было все, что производилось в тогдашней России и за ее пределами; недаром говорили, что Гостиный двор всегда «задавал тон». Гостиный двор посещали богатые сановники и дворяне, светские красавицы и небогатые студенты, а также известные художники, писатели, поэты. Любил прогуливаться по торговым рядам И.А. Крылов, делали здесь покупки А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и другие. Они находили в Гостином дворе и нужный товар, и прообразы героев своих будущих произведений. Постоянное количество лавок в Гостином дворе сформировалось уже к 1792 году, при определении планировочной структуры корпуса - тогда было 147 лавок. Чтобы обезопаситься от пожаров, всё в Гостином дворе было сделано из камня и железа. Отапливать лавки было строжайше запрещено. Лишь в 1837 году появилось первое тепло в Гостином дворе, а газовое освещение пришло в Гостиный двор спустя еще пять лет - в 1842 году. И постепенно весь Гостиный двор стал сиять вечерами светом газовых фонарей, увеличивая время торговли и привлекая покупателей с вечерних улиц. Все почтенные петербургские купцы имели в Гостином дворе собственные лавки. На общем собрании владельцев лавок, торгующих в Гостином дворе, было решено ходатайствовать перед Петербургским военным генерал-губернатором об учреждении Комитета по управлению Гостиным двором. По ходатайству гостинодворцев в 1839 году состоялись выборы состава первого Комитета по управлению Гостиным двором. За 75 лет своего существования комитет Гостиного двора всегда стоял на высоте своего призвания. Заботы о сохранении зданий и содержании в чистоте дворов и галерей, об охране магазинов, отстаивание справедливых интересов гостинодворцев перед адми