Описание
Эта музыка, пожалуй, была всегда. Эти песни я помню с самого детства, когда вместе с дедом - человеком (мягко скажем), не любившим советскую власть, по вечерам, сидя у отличного лампового приёмника с таинственным зелёным глазом (таких теперь уж не делают), слушали мы "вражьи голоса", и кроме невероятных новостей, которые в корне отличались от того, что передавало советское официальное радио - потрясающие песни. Песни эти пели на прекрасном русском языке люди, о которых тогда не очень то принято было говорить просто так, вслух.
Рубашкин, Димитриевич, Вертинский, Галич, да тот же полуподпольный Высоцкий: Песни, которые сквозь рёв глушилок доносило радио из за рубежей, поражали своей болью, искренностью, невероятной доверительностью. Жуткое слово "антисоветчина" сопровождало их. В домашних разговорах это слово произносилось иронически. Вовне - это был ярлык, клеймо, означающее, что "нам с ними не по пути". Детский разум тогда, естественно, не в состоянии был понять всего ужаса этого раздвоения. Но, слава Богу, рядом были мои любимые старики. И выбора кому верить - им или тому сонму разных представителей государства, который назойливо пытался убедить всех и вся в том, что "учение Маркса всесильно, потому, что оно верно" (до сих пор потрясаюсь "логике" выражения) - этого выбора - не было. Конечно, я верил деду и бабушке!
Я интересовался и занимался разной музыкой: до, и во время своей работы на радио и телевидении. Но вот эта музыка, которую сейчас стали называть "Русским шансоном" всегда жила параллельно. К сожалению, сейчас её параллельное существование всё больше нарушается не всегда умной и тонкой эксплуатацией шоу-бизнесом.
Не я придумал этот термин "русский шансон", и я не собираюсь спорить о правильности и справедливости этого названия. Шоу-бизнес любит всё раскладывать по полочкам, классифицировать. Ну и ладно. Одно - несомненная правда - Shanson - по-французски - это песня. Стало быть "русский шансон" - русская песня. Согласимся и с этим. Добавлю от себя - не всякая песня.
Словесная конструкция (или, если хотите, термин) "русский шансон" впервые появились, наверно, во Франции, когда на пластинках Вертинского и других певцов из эмиграции, а потом и Высоцкого с Галичем стали писать "chanson a la russ". Потом, в восьмидесятых в журнале "Биллборд" стали появляться чарты русской неподцензурной музыки, которую, теперь уже американские эксперты стали называть всё тем же "русским шансоном":
"Шансон" - все то, что нас окружает: и нищая на улице, и новый русский в "Мерседесе", и новый анекдот, то есть нормальное наполнение жизни.Она ведь вся состоит из каких то сюжетов. Я лично предпочитаю называть так сюжетные песни. Нормальные русские песни о чем-то содержательном, со смыслом: не просто "глазки голубые, глазки золотые". Человек ведь должен не только развлекаться, но и думать. Такая думающая, смысловая музыка. В конце концов, одна из черт пресловутого "русского характера" - извечное стремление отыскать смысл жизни, определить своё отношение к чему-либо, или к кому-либо и, по возможности, замучить этим вопросом и ближних и дальних. Иллюстрацией сказанного может служить ряд исторических вопросов: "Что делать?", "Тварь я дрожащая или право имею?" "Ты меня уважаешь?"
Проще всего было бы поставить в проигрыватель с десяток дисков и просто показать - вот шансон, а вот - не шансон. И даже можно поспорить. Поспорить, собственно, очень уже нужно. Нужно, хотя бы потому, что начал наблюдаться некий кризис этого любимого многими жанра. И тут опять идут в ход ярлыки, передёргивания и прочее.
Начнём с того, что, представив себе всё песенное искусство как некое дерево, мы возьмём несколько его ветвей: русскую авторскую песню (от блатной до туристской), фольклор, так называемый русский рок и лирический городской романс (и просто романс). Всё, естественно, достаточно условно, но направления понятны. Гла